Моя педагогическая философия
|
вежее зимнее утро. Конец февраля. Я иду к школе. А мимо меня в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. Ну а вот меня обогнала стайка о чем-то весело переговаривающихся ребятишек, спешащих в ту самую школу, куда иду и я… До крыльца школы осталось пройти хрустальную березовую аллею. Но в их прозрачности читается ожидание весны, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: береза – это школа, а каждая почечка на ней – это наши ученики. Школа и окружающий мир создают условия для того, что бы все почки, каждая в свой срок, распустились яркими листочками. Я иду и размышляю об этом и еще, о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. |
|
Вот такие философские размышления на пороге школы, которую я знаю не с 7 лет, как все эти ребятишки, а с самого раннего детства. Потому что моя мама – учитель, что во многом определило мою судьбу. Только выбрала я не мамину математику, а английский язык, что открывает мир, разрушая барьеры непонимания между людьми.
Как тогда, после института, спеша к своим первым ученикам, так и теперь, я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все его дети способны и успешны. И он должен сделать все, чтобы глаза учеников горели, чтобы они чувствовали в себе уверенность и желание творить.
Творчество – мое кредо в работе. Научить сотворчеству не так уж и сложно, если ученики почувствуют, что их учитель обладает даром любви. Без этого волшебного человеческого чувства невозможна успешность в работе учителя ни на уроке, ни в многогранной школьной жизни вообще. В ученике, как в чистейшем зеркале, отражается мастерство и личность учителя, глубина его знаний и тонкость чувств.
«Учитель, научи ученика, чтоб было у кого учиться», - мудрость этого высказывания я ощущаю на себе, когда вдруг в моей лексике «проскакивают» слова и выражения моих школьных учителей, причем, сказанные с их же интонацией. Да и в разрешении каких-то воспитательных моментов они продолжают мне помогать. И, знаю точно, что и нотки моего голоса «прозвучат» на уроках моих учеников. Мечтаю, чтобы помнили они о том, чему учили и меня: не быть равнодушными к поступкам и высказываниям учеников, не допускать ощущения превосходства учителя над учеником, учеников друг над другом, никогда не оставлять ученика в состоянии безвыходности и беспомощности.
В наш век, порочный и тревожный,
Мы все должны стоять за то,
Чтоб в детях наших непохожих
Воспитывать творить добро.
Давай научим их простому:
Жалеть, поддерживать, любить,
Помочь в несчастии любому,
И не прервется Мира нить.
Именно учитель, как никто, чувствует эту связующую нить поколений и даже иногда делает узелочки в самых тонких ее местах. Много детских судеб проходит через сердце учителя и ни к одной он не остается равнодушным. Так обогащается учительский жизненный опыт, в котором, пожалуй, два ученика: взрослый и ребенок. Многому учат меня дети, перед которыми я не стесняюсь признавать свои ошибки и спрашивать у них совета. Так достигается доверительная близость в наших отношениях и возникает настоящее сотрудничество.
И каждый день я ощущаю радость от встречи с моими учениками, с которыми, кажется, никогда не иссякнет желание познавать мир, творить добро и любить.